ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861) - русский революционер-демократ, философ-материалист, прогрессивный публицист. Вопросам воспитания и обучения посвятил специальные работы: «О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Учитель должен служить идеалом...» и др. Критиковал существовавшую систему воспитания и обучения, закрывающую народу дорогу к знанию, направленную на подавление личности, отстаивал новое, «настоящее» образование, задачей к-рого является подготовка естественно развитого, активного защитника интересов своего народа, высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями. Решительно осуждал физические наказания. Большое значение в воспитании придавал убеждениям и нравственному облику учителя, к-рый должен быть образцом для детей. В центре всей воспитательной системы, считал Д., стоит ребенок, к-рому надо не столько передать определенную сумму знаний, сколько научить «думать самостоятельно, внушить... любовь к знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».
|