КАНТ Иммануил (1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии. Пед. взгляды К. сложились под влиянием Ж. Ж. Руссо и нем. педагога И. Б. Базедова. Основные произведения, в к-рых отражены пед. воззрения К.: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие "1765—66"», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматической точки зрения». К. считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, к-рое в нем нуждается. В воспитании различал пять компонентов: физическое воспитание, или уход за ребенком; дисциплинирование; культивирование, или развитие умственных способностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обществе; морализирование, или выработка твердого характера (последнее является самым важным). Главной задачей воспитания К. считал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его понимание школы как «принудительной культуры», где ребенок приучается выполнять определенные обязанности. Допускал применение физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение легким и приятным для детей, т. к. серьезные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Считал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей».
|